Деревянное крыльцо, лестница, чехарда комнат, огромные окна веранды, к которым, раздвинув серое небо, вдруг жмутся солнечные блики, – на термометре плюс 10. Диваны, стулья, овальный стол с подрагивающей складкой ткани, коврик с оленями, старенький телевизор, самовар, притулившийся в углу плюшевый медведь, чемоданы – все накрыто белой тканью.
Эта инсталляция не про сегодня, вчера, 100 лет назад – и одновременно про 100-летие назад, вчера и сегодня. Очищенная от примет времени, она о его переживании. Здесь много что можно вспомнить: отзвуки какого-то чеховского ощущения, что-то от Фирса, картину Якунчиковой «Чехлы» с чуть «запыленным», «гобеленным» колоритом. Можно – другое: «Джон Донн уснул, уснуло все вокруг./ Уснули стены, пол, постель, картины,/ уснули стол, ковры, засовы, крюк,/ весь гардероб, буфет, свеча, гардины». Или еще третье, четвертое: «Осенний холодок./ Пирог с грибами./ Калитки шорох и простывший чай». А можно вспомнить Кристиана Болтански, работавшего с темой времени и памяти, будь то, например, его инсталляция «Призраки Одессы» с темными пальто, покачивающимися в холодном флигеле «Руина» в Музее архитектуры во время I Московской биеннале современного искусства в 2005-м, будь то инсталляция Animitas с тихим звоном колокольчиков-душ, созданная в память о жертвах диктатуры Пиночета и показанная в разных точках мира (см. «НГ» от 26.07.18).
Уехали/вернутся/в связи с/из-за? – у работы «Куда дует ветер?», естественно, не может быть разгадки. Site-specific история длительностью в день показывает застывшее время – некоторое время или вечность, никто не знает. Время хранит память обжитого пространства. В этом смысле время и пространство тут универсальны. Художник говорит, что инсталляция «фиксирует время и оставляет надежду на будущее»: «Даже в самые сложные времена дом остается домом. И когда человек покидает дом, и когда возвращается, он переступает через порог – так начинается любой путь». Присутствия человека, по мысли автора, тут не предполагается, «мы здесь, чтобы задокументировать инсталляцию».
«Куда дует ветер?» называлась выставка к 25-летию студии Михаила Лабазова «ДЭЗ № 5» в 2014-м (см. «НГ» 27.06.14), Ася Заславская показывала там силуэты-«тени», людей на ветру, тоже как метафору пути. На II Триеннале современного искусства в «Гараже» два года назад она представила инсталляцию «Свободное место», рефлексию о времени через память об ушедших людях (см. «НГ» от 14.09.20). Время и пространство, время и отпечатки памяти, застывшее, ушедшее время, время надежды – ее сюжеты.
Незачехленным в новой инсталляции остался старый глобус. Только на нем уже нет карты мира. Нет мира. Нет карты.
В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.
Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:
1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей
Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.
2. Инсталляция — это соединение различных искусств
Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.
3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем
Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.
4. Инсталляция должна находиться в музее
Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».
При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.
5. Инсталляция — это не скульптура
Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.
6. Инсталляция мало живет и почти не хранится
Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.
7. Инсталляция — магическое искусство
Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»
Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.
Инсталляция в искусстве – форма изобразительного искусства, пространственная композиция, сформированная из разных деталей, объединённых идеей, творческим смыслом, присутствующим в каждой части целого произведения. Пространство, организованное, на определённой локации, позволяющее отойти от обыденности, открывающее новую реальность. Создание произведения включает не только вещи, окружающие нас, но и элементы визуальной информации, грамотное слияние которых создаёт произведения. Которые способны передать наблюдателю цель, преследуемую художником, представляя работы. Жанр вытесняет собой все предшествующие, привлекая больше внимания общества.
История инсталляций начинается в ХХ веке, человек был в поисках путей выражения своих концепций, изобретал способы преподнести зрителю важные предложения, делая их простыми и понятными. Становилось популярным поднимать глобальные проблемы разных сфер жизнедеятельности людей. Эти факторы привели к образованию формы современного искусства – инсталляция. Появлялись идеи концептуализма, заключающиеся в использовании не только привычных материалов, но и того, что попадается под руку, тем самым придавая интересный, непривычный характер, не отходя от главной задумки. Постепенно начался переход от приевшихся традиционных композиционных элементов в сторону нового, необычного. Современное искусство инсталляции часто включает в себя необычные сочетания, способные поразить, шокировать нас своим видом. Перевернуть наше сознание, так как захватывает трёхмерное пространство. Нет привязанности к определённому жанру, можно творить в любом направлении создавая шедевры, способные тронуть любого. Представлена статичным объектом, либо движущимся процессом (перформанс).
Основные виды инсталляции:
1) сюжетно-повествовательный (прослеживается в работах Кабакова и некоторых – Комара и Меламида);
2) объектно-предметный (имитация в работах интерьеров мастерских, лабораторий, музеев);
3) визуально-визионерский (упор на наблюдении за определённым сооружением, в основном состоит из газетных листов, рисунков).
Инсталляция в искусстве примеры
Труп лондонской будки Бэнкси
Дизайнер Бэнкси предложил через скульптуру обратить внимание к отмен властями использования красных телефонных будок, представляет собой пробитую топором телефонную будку переломанную пополам. Эта уличная скульптура вызвала бурю эмоций у народа, простояв один день на улице, доносила неоднозначный смысл: одни считали будку «убитой», другие восприняли, как насмешку, брошенную в сторону главного символа Лондона.
Патрик Догерти известен своими невероятными поделками, из палок, веток, сучков в форме животных, домов, различных предметов. Данные фигуры украшают парки, аллеи, созерцать их можно на ландшафтах королевских дворов.
Дом – чёрная дыра Хэйвел
Сооружённый артистами Дэн Хэйвел и Дин Рак, представляет собой сбитый из досок воронкообразный тоннель, проходящий через два дома, выходит маленьким отверстием со стороны заднего двора. Чем-то напоминает прохождение сквозь кротовую нору.
Скульптуры человечков из льда от Азеведо
Автор — Неле Азеведо. Создал маленьких людей изо льда, были размещены на ступеньках перед концерт-холлом под солнцем, медленно таяли, пока не исчез последний ледяной человечек. Это скорее был перформанс, призывающий задуматься о проблеме глобального потепления, её влияния на климат нашей Планеты.
Огромное гнездо Вердонк
Перформанс известного художника Бенджамина Вердонка представляет собой сооружение на здании, состоящее из природных материалов – палок, смолы, сена, песка, ветвей, но также укреплённое более прочными материалами для надёжности. Было сооружено для публичного представления художника перед народом, после этого какое-то время находилось прикреплённым к зданию, пока не обрушилось.
Выше были приведены наиболее впечатляющие произведения искусства инсталляции, однако мир произведений чрезвычайно богат достойных экспонатов становится всё больше, как и талантливых мастеров. Инсталляция в изобразительном искусстве обладает невероятным свойством – она обязательно привязана к определённому месту, его невозможно изменить либо свободно перемещать скульптуру, теряется интерес к наблюдению, при перемещении в другую локацию, а также является хрупким, временным объектом, радуя глаз ограниченное количество времени – день, неделю, месяц. Очень редко инсталляции становятся постоянной частью экспозиции, сразу теряя ощущение оживлённости, превращаясь в скучный экспонат.
Виды инсталляций в искусстве:
Обычные – композиции из любых подручных средств, не отличающиеся особой сложностью исполнения. Интерактивные. Подразумевают участие наблюдателей для представления работы благодаря использованию компьютерных обеспечений, технологий, реагирующих на воздействие человека. Виртуальные.Созданы программой, позволяющей окунуться в мир виртуальной реальности, с возможностью совершать там какие-либо действия. Видео инсталляции. Представлены видеорядом, проектируют необычное пространство вокруг наблюдателя, воспроизводятся на огромных мониторах чаще в тёмной комнате, где все стены выведена проекция изображений разного характера, действие сопровождается аудио эффектами.
С появлением компьютерных технологий была представлена инсталляция, как вид современного искусства, способная придать работам неизвестный ранее тип, дать новые пути придания смысловой нагрузки трёхмерному пространству. Известные инсталляции современного искусства должны содержать актуальную мысль с чётко читающимся повествованием, без повторяющихся деталей других исполнителей, а также использования чужих приёмов. В нашем мире появляется всё больше тем, которые автора всё чаще поднимают. Инсталляции стали настоящим средством общения авторов и народа, средством влияния на мировоззрение, методом решения разных проблем мира, ведь самый действенный способ решения многих глобальных задач – начать с себя.
Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Бруклинский художник Джимми Миракл (Jimmy Miracle) создает удивительные инсталляции, используя разноцветные нитки различные найденные объекты. Его работы кажутся удивительно легкими, но автор уверяет, что на самом деле в них заложен глубокий смысл.
Рассказывая о своем творчестве, Джимми Миракл цитирует слова американского философа Артура Данто: «Искусство сообщает неопределимый, но неизбежный смысл», — и уверяет, что этот принцип является главенствующим в его работе. «Жизнь мертва, если она не наполнена смыслом», — считает автор. И в поисках смысла он использует в своем творчестве самые простые и повседневные материалы: для того, чтобы привлечь внимание не к их внешнему виду, а к содержанию.
Джимми уверен, что скрытая от наших глаз глубинная сущность вещей – это лучшее, что может найти зритель в его инсталляциях. Какой именно смысл заложен в каждой работе Миракла – автор не раскрывает. Вполне вероятно, что для каждого он будет разным.
Джимми Миракл живет и работает в Бруклине, Нью-Йорк. 27-летний художник окончил Belhaven College в Джексоне (штат Миссисипи), получив степень бакалавра искусств. В течение двух лет, с 2006 по 2008, Джимми работал ассистентом художника в Jeff Koons’ studio.
Увидеть больше его работ можно на сайте автора.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обратите внимание:
Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога
Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:
Ну, автор хотя бы намекнул, в какой части его инсталляций следует искать этот смысл. А то у меня почему-то не выходит. Вот стоит у мужа на рабочем столе старый трансформатор, очень похожий на одну из работ — я понимаю, если его перемотать, он будет работать, тут смысл для меня очевиден. А что хотел сказать автор — не понимаю.
Главное, то автор сам видит в своих работах смысл! Нам, простым смертным, видимо этого не понять!
Да уж, до глубинного смысла инсталляций добраться очень сложно. А если без всякого смысла — никакой особенной эстетики и красоты в работах я не увидела.
Это, по-моему, из серии, когда создал что-то странное, то лучше сказать, что там глубинный смысл. Красоты не вижу.
Сами инсталляция безумно хороши! Я сначала, не прочитав ещё новости, подумал было, что это голография О.о Сколько ж времени на это тратится? О.о
А касательно смысла. ммм.. думаю, 100% заденуты какие-то глобальные мировые проблемы: уж очень некоторые работы напоминают радугу, солнечные лучи сквозь пыль.
А я-то раньше думала, что нитки нужны только для того, чтобы шить вязать и вышивать. Вот наивная-то. 🙂 Вообще-то красиво, вот только все, кроме ниток, лишнее. Самое классное фото — где только нити и свет.
Ну очень красиво! Сколько ж это надо фантазии, чтоб такое чудо сотворить. Да еще в такие молодые годы.
Довольно необычное творчество этого художника, а эти его разноцветные нити вперемешку с солнечным светом создают причудливые композиции света, цвета, и тени.
Красиво, оригинально. Что касается смысла, не может же автор сказать, что смысла нет. Ищите, может, кто и найдет?
Конечно красиво сделано, пойдет для выставки, но дома не поставишь — можно запутаться в нитках, да и не будет смотреться.
До глубинного авторского смысла что-то не добралась..
Но понравились 3 последние фотографии, ощущения как от быстрого движения, полета сквозь пространство, когда все немножко расплывается! Правда, не знаю, как это будет смотреться вживую..
То есть идея с нитями очень мне симпатична, а нахождение там предметов не совсем понятно, интересно, какие еще он вещи подвесил?)
А я люблю созерцать творения в таком стиле! Смотрю и прислушиваюсь к себе – какую самую первую ассоциацию вызовет у меня объект. А что я могла бы сотворить из старого кресла или древней печатной машинки, пылящейся на антресолях. Такие инсталляции много говорят о внутреннем мире автора. Что он за человек? Философ? Поэт? Или просто хваткий делец, который сумел-таки загнать людей на свой вернисаж и даже заплатить ему деньги за его бессмысленные фантазии. Он старье нитками обмотал и хохочет за занавесом, глядя, как мы глубокомысленно морщим лбы, скрипим мозгами и перебираем струны эмоций в поисках смысла. А может, он просто озорной ребенок, несмотря на взрослый возраст, и играет с нами в кубики, пирамидки и прочие метаморфозы…. Все равно занятно! Мы-то с Вами так не смогли? Ну, вот и познакомились! Здравствуй, веселый человек, я улыбаюсь вместе с тобой.
Понять современное искусство порой бывает очень сложно: некоторые арт-инсталляции проводят параллели с глобальными вопросами сегодняшнего дня, а многие из них несут в себе глубокий смысл.
Предлагаем вам взглянуть на самые необычные инсталляции, которые заставляют задуматься о том, что происходит сегодня в мире.
Об авторе
Лара Лоурен – графический дизайнер, автор-эксперт журнала Colady. Работаю во многих сфера дизайна: создаю иллюстрации, занимаюсь ретушью фотографий, придумываю разные концепции и многое другое. Для меня дизайн — часть моей жизни. Эта сфера захватывает меня целиком. Уверена, что в мире всё должно быть красиво.
Понравилась статья? Поделитесь ей:
Рекомендуем статьи по теме
Задайте свой вопрос эксперту или выскажите мнение!
Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях
© 2012–2022
ИП Капцов А.Б.
Все права защищены. Возрастной рейтинг 16+
Присоединяйтесь к нашим сообществам
в социальных сетях
Время работы редакции: пн — пт, 10:00 — 19:00
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
E-mail: [email protected] Телефон: +7 (911) 761-00-27
Colady Украшай мир собой
Наши конкурсы и спецпроекты
50 идей для романтического свидания без лишних затрат
Что ждёт человечество в будущем по мнению известных учёных
Как заинтересовать парня – 45 идей для интересного общения
Современное искусство восхищает, удивляет, шокирует, раздражает, но мало кого оставляет равнодушным. Чего только ни придет в голову художникам, дизайнерам и архитекторам: установить памятник грусти, возвести ковчег в полную величину, убить телефонную будку.
ADME с любопытством погрузился в мир инсталляций. Оказалось, что большинство из них таит глубокий смысл.
1. Парфенон книг, Германия
«Парфенон книг», состоящий из 100 тыс. запрещенных в разное время изданий, был представлен в немецком городе Касселе в рамках выставки Documenta 14. Автором идеи выступила аргентинская художница Марта Минухин (Marta Minujín).
Среди книг, отмеченных на инсталляции, — «Доктор Живаго» Пастернака, «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Превращение» Кафки, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла, которую в свое время запретили в Китае, и многие другие.
Место для «Парфенона книг» выбрано неслучайно: именно здесь в 1933 году нацисты сожгли 2 тыс. книг за «антигерманский дух».
2. Шесть забытых великанов, Дания
Художник из Копенгагена Томас Дамбо (Thomas Dambo) представил свою инсталляцию в виде игры для детей и взрослых на открытом воздухе. Цель квеста — отыскать сокровища, спрятанные в фантастических лесных существах. Найти их можно по карте и табличкам с подсказками.
В такой легкой и непринужденной форме деятель искусства обратил внимание на проблему переработки материалов и заботы об экологии.
Экспонаты выполнены из старых деревянных поддонов, разобранных мельниц, сараев, заборов — всего того, что должно было оказаться на свалке. Это не первая подобная работа художника: ранее он уже создавал инсталляции из переработанных материалов.
3. Потери, США
Грустная, но полная смысла инсталляция художницы Тарин Саймон (Taryn Simon) показывает зрителю анатомию горя и наши реакции на непредвиденные обстоятельства.
Проект состоит из 12 высоких (более 14 м) колонн и загадочной лестницы в виде луча света. Инсталляция оживает по вечерам: тогда внутри башен профессиональные плакальщицы демонстрируют ритуалы скорби разных народов.
Таким оригинальным способом художница напоминает нам о том, что потери неизбежны: это неотъемлемый пласт жизни и целая культура, которая достойна упоминания и внимания.
4. Встреча с ковчегом, США
Гигантский ковчег был возведен в городе Кентукки (США) в память о том, что этот регион пострадал от мощного наводнения. Дорогостоящий проект был частично профинансирован деньгами налогоплательщиков, что вызвало неоднозначную реакцию американцев.
Первые 40 дней и 40 ночей — именно столько, согласно библейской легенде, длился Всемирный потоп — экспозиция работала круглосуточно. Размеры ковчега точно соответствуют описанным в Библии: 30 м в ширину, 15 в высоту и 152 в длину.
Сегодня в ковчеге расположились образовательный центр и многочисленные игровые площадки.
5. Поддержка, Италия
Монументальная инсталляция в виде пары рук, придерживающих стены здания, была создана одним из самых известных скульпторов современности Лоренцо Куинном (Lorenzo Quinn).
Ставшее легендарным здание расположено в Венеции на водах Гранд-канала. В результате постоянных приливов и отливов дома здесь страдают от разрушений.
Таким символом скульптор напомнил о том, что город, вдохновляющий миллионы людей, сам нуждается в защите и поддержке. Руки же символизируют власть: власть любить, восстанавливать, разрушать.
6. Труп телефонной будки, Великобритания
Перевернутая и окровавленная телефонная будка стала публичным ответом дизайнера Бэнкси (Banksy) на предложение отказаться от красных телефонных будок, ставших символом королевства.
Скульптура простояла в Сохо всего одну ночь, но даже за такое короткое время успела разделить британцев на 2 непримиримые группы. Одни в ней увидели высокое искусство и важный посыл, а другие — неуважение к символу.
Существует мнение, что таким образом Бэнкси также высказал сожаление об исчезновении живого общения в век интернета и высоких технологий.
7. Архетип, ОАЭ
В Объединенных Арабских Эмиратах все настолько роскошно, что свадебный декор после торжества разбирают по деталям в музеи. Это не шутка.
Итальянскому художнику Эдоардо Тресольди (Edoardo Tresoldi) доверили создать сказочное украшение для королевской свадебной церемонии. В результате чего получилось настоящее произведение искусства — с глубинным смыслом и символичностью.
Легкая и воздушная масштабная конструкция, названная «Архетип», выполнена из проволоки. Она вместила 1 900 гостей.
Художник показал в своей работе взаимодействие и пересечение миров: созданного природой и руками человека; микс пейзажа и городского ландшафта. Колонны и арки вписаны в природный контекст: они расположились рядом с деревьями и кустами.
Срок жизни арт-инсталляции под открытым небом – от пары часов до нескольких месяцев, но именно эта временность и делает такой проект интересным. Кроме того, инсталляция – это всегда диалог со зрителем, способ заставить его размышлять на предложенную тему или подтолкнуть к определенному действию. Художнику такой вид творчества дает возможность действовать, не ограничивая себя пространственными рамками, и творить в полную мощь. Даже если речь идет о создании огромных каменных колонн или постройке настоящего зеркального дома в пустыне.
«Нисхождение», Нью-Йорк
Автор знаменитого зеркального «боба» в Чикаго, эксцентричный Аниш Капур, презентовал свою новую инсталляцию в начале мая в Нью-Йорке. «Нисхождение» – непрерывно вращающийся водоворот, который уходит мощным потоком в землю. Для зрителя – это, своего рода, способ погрузиться в завораживающую мистическую бездну. Инсталляция, проект которой был реализован Фондом искусств на территории парка у Бруклинского моста, – копия такой же работы художника, презентованной на Биеннале современного искусства в Индии. По словам Капура, «Нисхождение» должно стимулировать воображение зрителя. «Эта инсталляция – рассказ о том, насколько важную роль для нас играет восприятие, – отмечает художник, – и как воображение влияет на нашу жизнь».
«Театр исчезновения», Нью-Йорк
«Театр исчезновения» – проект аргентинского художника Адриана Вильяра Рохаса, реализованный на крыше главного музея искусство в Нью-Йорке – Метрополитен. Обширная инсталляция включает в себя порядка ста напечатанных на 3D-принтере персонажей из обширной коллекции музея, которые скомпонованы между собой самым неожиданным, порой шокирующим, образом. Идея инсталляции опирается на раннюю историю музея когда Метрополитен выставлял слепки гипсовых скульптур прежде, чем им были приобретены оригиналы. Все объекты покрыты специальной водоотталкивающей краской, которая позволит им оставаться неповрежденными все лето. Организаторы говорят, что если никаких природных катаклизмов не случится, инсталляция простоит на крыше музея до 29 октября.
«Затмение», Порту
Разработанный архитекторами арт-студии FAHR 021.3 ярко-лиловый шар диаметром 6 метров сделан из разрезанных вентиляционных труб и, кажется, совершенно не вписывается в городской ландшафт. На самом деле, в этом и смысл. Придуманная к 20-летнему юбилею признания исторического центра города объектом всемирного наследия ЮНЕСКО инсталляция призывает жителей и гостей города взглянуть на Порту под другим углом. Сфера не только меняет вид центральной площади – Largo Amor de Perdição, – но и смещает ее центр. «Вентиляционные короба, использованные в конструкции, создают визуальный диалог между волнообразными линиями и полыми пространствами, а вглядываясь сквозь трубы вдаль, можно увидеть новые перспективы и детали», – говорят архитекторы.
«Мираж», Калифорния
«Мираж» – проект архитектора Дуга Айткена, реализованный им в Южно-Калифорнийской пустыне. У дома классическая форма – он напоминает традиционные здание, которые строят на загородных американских ранчо. При этом, он полностью покрыт зеркалами, в которых отражаются окружающие ландшафты: если смотреть на дом под определенным углом, он может исчезнуть из вида, а порой кажется, будто ты можешь смотреть прямо через постройку. Проект Айткена был воплощен в рамках арт-фестиваля Desert X, в ходе которого художники построили 16 объектов в пустыне Калифорнии. Все они простоят там вплоть до 31 октября. Айткен говорит, что на постройку зеркального дома его вдохновили работы другого выдающегося архитектора, американца Фрэнка Ллойда Райта.
«Семь волшебных гор», Невада
Автор «Семи волшебных гор» – швейцарский художник Уго Рондиноне, чья экспозиция «Воздух радуги» сейчас представлена перед входом в музей «Гараж» в Москве. Проект Рондиноне в Неваде – семь огромных колонн, которые были сложены из выкрашенных в яркие цвета валунов. Десятиметровые тотемы впечатляют своим размером, и, благодаря пустынному ландшафту заметны издалека. Вместе с тем, их смысл – в единстве человека и природы, искусственного и естественного, тогда и сейчас. Установленные еще год назад горы простоят в пустыне к югу от Лас-Вегаса еще год, вплоть до 11 мая 2019 года.
С 9 по 11 сентября в Казани пройдет Международный фестиваль медиаискусства «НУР». В этом году он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В рамках основной программы фестиваля на 13 локациях по всей Казани будут представлены инсталляции от художников из России и Мексики. Одну из них создала редакция Enter совместно с казанским медиахудожником Innapau. Рассказываем, как она устроена и как с ней взаимодействовать.
О художнике:
Innapau — казанский медиахудожник и музыкант родом из Тольятти, сторонник перформативных практик и частица семьи GetBusy. Он занимался визуализацией звука проекта Марка Грибоедова Klotho и электронного рейв-дуэта Yung Acid; экспериментировал с генеративным артом в работе с классической музыкой в рамках программы ЯҢА оркестра Данияра Соколова; генерировал графику в перфомансе NAFS; строил световые инсталляции для фестиваля MayDay и фестиваля середины лета М.И.Р.
Помимо работы над инсталляцией на фестивале «НУР» он представит дебютный аудиовизуальный лайв в арт-пространстве Werk (10 сентября, 23:00), а также перформанс TRAFFIC на театральной площадке MOÑ (11 сентября, 19:30).
В чем смысл
Наша совместная интерактивная инсталляция называется Press (Давление). Его наличие является постоянным условием существования жизни на планете. При этом мы постоянно испытываем на себе давление общественными требованиями, внешними обстоятельствами и новостной повесткой, а кроме того сами можем «давить» на себя и на окружающих.
В случае социального давления всегда есть выбор — подчиняться ему или сопротивляться. Даже самая большая трагедия может перестать оказывать давление уже через неделю, и наоборот — рядовой инцидент может поддаться широкой огласке и «продавить» серьезные изменения. Инсталляция заостряет внимание на том, как сами люди оценивают силу давления и могут ли уловить момент, когда, воздействуя на других людей, они повышают силу давления на себя самих.
Как зрители могут взаимодействовать с инсталляцией
Изначально пространство инсталляции пребывает в покое, но как только система определит наличие человека, все вокруг начнет меняться в зависимости от его поведения, подчеркивая важность действий каждого субъекта и значение его личного восприятия реальности. На активность зрителей инсталляция будет реагировать с помощью визуала и аудиоэффектов. Вы можете экспериментировать, меняя траекторию и скорость своего движения, взаимодействуя с окружающими и издавая разные звуки — например, топать, щелкать пальцами, петь или кричать.
Реализовать проект нам помогла казанская компания технического продакшна полного цикла SHOWTIME. Ее команда стала одной из первых в городе, кто начал активно применять интерактивные технологии в обеспечении мероприятий. В портфолио SHOWTIME проекты в России и за рубежом: в их числе фестиваль Midsummer Fest на территории «Меги», празднование Дня города в Иннополисе, музыкальная сцена в «Соли» на фестивале AWAZ и трансляция итогов Международного конкурса на разработку архитектурной концепции Театра Камала. Кроме этого компания работала с популярными российскими артистами: ZOLOTO, AVRAMOVA!, The RIG, CreamSoda, SunSay, Иваном Дорном, Антохой MC, Ёлкой, Бастой, Тосей Чайкиной, БИ-2 и многими другими.
Где ее будут показывать
Инсталляция Press расположится в аудитории №2 в Национальной библиотеке РТ на Пушкина, 86. Она будет работать на протяжении всех дней фестиваля «НУР» — с 9 по 11 сентября, с 15:00 до 21:00.
Вход на нашу инсталляцию свободный, а чтобы увидеть другие инсталляции и выставки, нужно приобрести билет на фестиваль на официальном сайте. По промокоду ENTER действует 20% скидка — введите кодовое слово при оформлении, и она применится автоматически.
Благодарим компанию SHOWTIME и команду Международного фестиваля медиаискусства «НУР»
Автор идеи: Настя Тонконог
Реализация: Innapau